?

Log in

No account? Create an account

woland_fa


Полноприводное патрулирование


Previous Entry Share Next Entry
Как это было в январе 2013 года или утонувший в Белом море Патруль
woland_fa
Все таки напишу отчет, может кому то будет интересно, а может кто нибудь чего нибудь для себя учтет.

Поездку до заброшенного населенного пункта Унежма мы планировали за несколько месяцев, изучали историю, карты, способы добраться, следили за погодой. Решили, что если будут сильные морозы хотя бы две недели, то едем.  Морозы за -30 перед поездкой стояли примерно месяц, что давало надежду на проезд, в Малашуйке в какой то момент было -42, это местные потом сказали. Вариантов, как я уже писал, было два. Первый – это через серьезные болота и лес, второй – по морю. Белое море потому и называется Белым, что замерзает зимой, и держится крепкий лед , по которому прокладывают зимники жители окрестных населенных пунктов, у которых зимой появляется возможность проехать до города Онега. Первый вариант был осложнен тем, что ковровые болота не замерзают и при -40 зимой, а проверить что под снегом не просто. Второй вариант подкупал текущей и актуальной информацией, из нескольких источников. Получали информацию, что лед встал, толщина до 40см (при расчетных 25см для наших автомобилей, это внушало оптимизм), машины уже ездят по зимникам. Ну решились на поездку по льду. Перед поездкой посмотрели еще раз на температуру, было около -10. Пока ехали и приближались к Архангельской области, начался очень сильный снегопад, и температура с этим снегопадом стала повышаться.




Заночевали в Онеге, где нам подтвердили местные, что лед крепкий и лучше уйти за зону торошения (торосы там не большие, но есть), потому что там более устойчивый лед. Выехали из Онеги, снегопад продолжается, температура устойчиво ползет вверх и приближается к нулю. Но по информации лед-то 40 см! За сутки же он не должен растаять! Эхх, век живи, век учись, что называется.
Ехали сначала по зимнику, нам попадались встречные машины из Малашуйки, которые ехали по льду моря, значит машины ездят, значит лед крепкий. Машины местные, ехали в Онегу.



В какой-то момент решаем отходить от зимника, который вел бы нас в сторону, и уходим на несколько километров в море. Езда в принципе простая, на первой передаче убрал ногу с газа и машина едет сама. Из-за очень сильного снегопада вокруг белая пустота, нет ни лева, ни права, ни верха, ни низа. Глаза не могут ни на чем сфокусироваться, кроме машины впереди.  Первая машина странно едет зигзагами. Спросил по рации, почему так? Оказывается он едет прямо, ну то есть руль прямо держит, время срабатывания навигатора не мгновенное и так как вокруг ничего не видно, ни каких ориентиров, то машину на неровностях немного поворачивает, пока по навигатору становится понятно, что направление потеряно, машину разворачивает уже градусов под 45 спокойно.



Ехали по льду часов 8, и все шло хорошо, пока в какой-то момент вода не начала проявляться в следах, мы были уже далеко, чтобы развернуться. Вариантов не было, ехали (мы были в нескольких километрах от берега) в море.  Я ехал с открытым окном, чтобы слушать что происходит на улице, но в какой-то момент снег начал меня уже просто заваливать и окно я закрыл, я точно помню что закрыл. Через несколько минут я чувствую, что заднее колесо проваливается в воду, слегка газую, и через несколько метров опять проваливается, а потом вся машина уходит в воду мордой глубже. Мысли проносятся молниеносно, но хаотично. Мгновение глушу машину, мгновение смотрю на вещи, чего спасать, следующая мысль, машина продолжает тонуть, плевать на вещи, надо выбираться. Сморю на окно, оно открыто, даже успел удивиться, я ведь его точно закрыл за несколько минут до этого. Надо уточнить, что при утоплении машины двери блокируются льдом, который вокруг и выбраться из машины при этом – та еще задача, читал что при этом либо ждать погружения, либо выбивать лобовое ногами, что не простая задача. Очень быстро вылезаю в окно, может показаться, что с моей комплекцией, из-за руля вылезти в окно не простая задача, но тогда это было мгновение. Смотрю в сторону – лед потрескавшийся, вижу, что перед машиной лед крепкий, перехожу на капот и прыгаю на лед, морда ушла глубже. Задняя часть находится вверху  и такое ощущение, что стоит на льдине, которая касается края твердого льда и (понятно, что это уже была агония) кажется, что ее можно вытащить. Подгоняем вторую машину, я снимаю куртку, свитер и прыгаю в ледяную воду с тросом от лебедки, цепляю машину сзади, выбираюсь на лед , выжимаю и надеваю футболку, надеваю свитер и куртку. Пробуем – не получается, становится понятно, что не вытащить.



Вторую машину переставляем в другое место. Беру телефон у второго пилота, проверяем связь – есть устойчивый сигнал! Откуда он там? Когда мы ездили летом по Осударевой дороге, в нескольких километрах от этого места, то связи не было, и появлялась она только ближе к Беломорску. Дальше звонок в МЧС, спрашиваю о возможности достать машину, мне говорят, что машины они не достают. Вот если людей надо спасти, то будут чего-нибудь делать.  А как же эти репортажи про то, как прилетает вертолет и вытаскивает машину и все довольные и радостные, ну пусть за плату, пусть потом счет выставят, но мне-то говорят, что они вообще этим не занимаются. Потом понял, что я мокрый совсем и решил сесть в машину погреться, пока говорю по телефону, но увидел, что ноутбук с навигацией лежит на сиденье, и почему-то садиться не стал (как потом оказалось, правильно сделал). Через несколько секунд водитель второй машины заметил воду под машиной и успел вытащить сумку с вещами, бензопилу, навигатор и машина ушла по стекла. Потом я много думал, что вот если бы мы сразу сели во вторую машину и поехали бы к берегу что было бы, но каждый раз убеждаю себя что если бы мы сели в машину, то возможно я бы уже не писал этого отчета. Из той машины уже было бы выбраться гораздо сложнее, а лед к тому моменту уже стал примерно 20 см – все равно бы уже не держал машину. Дальше звоню опять в МЧС и говорю, что ладно с машинами, людей можете забрать как-нибудь? Начинаем общаться, я объясняю, где мы находимся – не понимают. Я говорю, чтоб карту открыли – на карте найти не могут ничего, я говорю откройте карты в интернете и посмотрите – интернета нет. Занавес! Нету интернета у человека, который принимает звонки в МЧС Архангельской области, но как? Они же на первой линии спасения, они должны максимально оперативно реагировать на сигналы о помощи. В наше время надо на словах объяснять, чтобы она пыталась на карте бумажной найти место, когда у всех навигаторы есть – и это на суровом Севере. С горем пополам она разобралась, где это (пятнадцать раз повторил одно и то же и помогло). Сказали – ждите мы вам перезвоним. Ок. Надо было двигаться, поэтому мы решили идти, будут нас спасать или нет, но все равно идти в сторону жилья. По нашим оценкам, до ближайшей заброшенной деревни было примерно 20 км, а до населенной – 40. Если хотя бы дойти до заброшенной  можно было бы согреться и переночевать, а на следующей день дойти до населенки. Темнело, шли сначала по навигатору, потом снег стал меньше идти, и вдалеке появилась полоска леса как ориентир. После многих часов белой пустоты глаза сильно устали и, пока мы шли в темноте, мерещилось постоянно, что кто-то бегает вокруг. Идти было очень тяжело, все время спотыкаешься, из-за усталых глаз все время кажется, что впереди гора и начинаешь идти вверх, а на самом деле нет ничего, а иногда наоборот.  Ну и чем ближе к берегу, тем больше всяких трещин и ухабов появляется, почти у берега провалился в одну такую по колено, хорошо ногу успел вывернуть, сломать легко так. В общем, 5 км до берега мы прошли за 5 часов, становилось понятно, что 20 км не осуществимо за этот день. У второго пилота открылась какая-то проблема с коленом, и идти ему было сложнее. Пока шли, я все время говорил, что надо идти, никаких привалов, пока еще хоть чего-то видно.
Через какое то время перезванивают МЧС и сообщают, что они подумали и вышлют технику, которая сможет до нас доехать на следующий день из Архангельска, что на всю Архангельскую область у них только одна машина сможет доехать до нас и она сегодня занята. Говорю им, что когда завтра машина поедет пусть сразу возьмут пакеты для трупов, что сегодня мы прошли 5 км за 5 часов, а я мокрый с полными сапогами воды. Пауза и тон разговора меняется, видимо, когда говорят про трупы, у них есть свои инструкции. Мне начали советовать найти избу в лесу и там переночевать, я им объяснил, что эти советы я им тоже могу посоветовать, но на улице глаз выколи, подошли к лесу и на метр внутрь не видно ни чего, ни то что там избу найти. Кстати, когда готовились  к поездке, то очень волновались по поводу медведей, вдруг наедем на берлогу или шатун какой-нибудь.  А вот по поводу волков не волновались, все-таки машина от волков защитит, а вот когда без машин в лесу, то было уже не так, постоянное ощущение, что из леса кто-то смотрит, мягко говоря, не приятное ощущение, быть съеденным стаей волков как то не очень, в голове мысли, что только не спать, даже если разведем костер в какой то момент, волки обычно нападают когда люди засыпают, им так проще. Тем более что в Онеге нам сказали, что в этом году резко сократили лицензии на отстрел диких животных и что у них настоящая беда, волки собак в деревнях загрызают и вообще проблемы. В общем ночь, лес, до населенного пункта еще огого, самое то. Остановиться и попробовать развести костер тоже не получится, в лесу не видно ничего, дров не наберешь, а уж разжечь то вообще проблема, несмотря на то что есть бензопила, да и бесперспективно получается, согреешься и уснешь и все.
В какой-то момент пришло состояние полной свободы от всего, наверное, достиг какого-то просветления. Ничего не волновало полная безысходность и полная свобода, дойти – не дойдем, спасатели все равно не успеют, время 5 часов вечера, до светлого времени еще очень далеко. Очень необычное ощущение.
Вдруг звонит телефон, номер не известен, и спрашивает:
Кто-то – «не звонил ли нам водитель?»
Я – «Какой водитель??????»
Кто-то – «Ну который за вами выехал»
Я – «А точно вы номером не ошиблись????»
Состояние нереальности – звонит человек и говорит, что за нами выехал водитель, ощущение, что это очередная галлюцинация.
Кто-то – «Нет не ошибся, это же у вас машины утонули?»
Я – «Да!»
Кто-то – «Ну ладно сейчас ему перезвоню еще раз»
Вешает трубку.
Мы переглянулись, и ощущение полной нереальности еще только усилилось.
Идем дальше, звонок:
Кто-то – «В общем машина выехала, но в темноте водитель вас не найдет, есть у вас чего-нибудь, что бы видно было.»
В сумке нашлись салфетки и еще был спасен фотоаппарат, так что могли вспышкой щелкать.
Кто-то – «Ну все ждите когда фонари увидите, то сразу себя обозначайте»
Идем дальше, как будто розыгрыш какой то, но если это так, то очень плохой. Через час примерно за лесом видим свет, даже сначала подумали, что опять кажется. Но через какое-то время действительно появляется машина, видно было, что она проваливается, плывет, дальше едет, лед таял дальше. Мы светили всем, чем только можно. Приехал Трекол с двумя людьми, они сразу сказали, что не верили, что кто-то там есть, думали – розыгрыш. Мы спрашиваем что они наверное из МЧС, а те говорят, что их МЧС еще достали, чуть что к ним обращаются за помощью, а они – обычные увлекающиеся ездой по бездорожью люди. Машины их конечно впечатлили и едут и плавают, супер! Договорились что если мы приедем, то они нас свозят до Унежмы, сами они туда ездили, говорят что очень интересно и берег там впечатляющий.



Сели в машину сразу стопочку водки и бутерброды.  Уххх, начало отпускать, но осознал себя спасенным только на следующий день в обед. Ребята оказались очень приветливыми, позвонили начальнику автобазы и спросили можно ли нам пожить на автобазе пока, тот сказал конечно везите.  Уже было за 11-ть, магазины алкоголь не продавали, но местные есть местные, я дал денег купить водки за спасение нас, один из наших спасателей сходил и купил 0.7, сдачу отдал. Автобаза как гостиница, комнаты, кровати, кухня, туалет душ и т.д.  Мы сели вчетвером, выпили и, когда оставалось грамм сто, ребята встали и пошли со словами, что время позднее надо домой и это второго января – это к вопросу о пьянстве в глубинке. Я так понимаю, если люди заняты делом и увлечены, то и ни какого пьянства не будет. Ну и в целом конечно поселок очень понравился, тихий и спокойный, люди приветливые, готовые помочь в сложной ситуации. На следующий день пришел начальник автобазы, принес два пакета еды. На мой скромный вопрос, сколько мы ему должны, он очень возмущался, сказав, что мы попали в беду и он с нас денег точно не возьмет, а вот по поводу документов  и так далее договорится, тем более у меня паспорт был дома, а права утонули, поэтому билет на поезд  мне бы не продали.
С утра съездили до места утопления машин, ехали двумя Треколами, машины плавают, но им сложно выбираться на лед  если провалятся, поэтому они едут и у них сзади привязано по веревке метров  50, так что если одна машина проваливается, то вторая ее за веревку вытаскивает. Не доехали метров 500 до машин, водители сказали, что дальше пешком, потому что, они хоть и плавают, но за ночь лед  еще растаял. Пошли пешком, я не дошел метров 50, потому что было страшно, наступаешь и трещит лед и вода по щиколотку. А ребята дошли и посмотрели. Патруль плавал, торчала крыша сантиметров 10 и если его покачать, то было понятно что именно плавает, вторая машина ушла с крышей и стояла на дне и торчала только антенна.

Вот Патруль



Вот вторая машина



Потом вернулись на базу, к вечеру начальник автобазы принес документы о происшествии и договорился, что их подпишет глава Онежского района Архангельской области (мы с нем потом пообщались, когда нас привезли в Онегу). Вообще люди там, когда узнавали что мы не из хулиганских побуждений по морю ехали, а очень интересуемся историей их края, то очень проникались и начинали рассказывать интересные подробности о различных местах, куда можно еще поехать.
Ну пожили мы там пару дней и с оказией нас отвезли в Онегу, там мы пообщались с руководством района, я получил бумагу в полиции для покупки билетов, и поехали в Архангельск. В Архангельске тоже было интересно, пришли покупать билеты, нам говорят, билетов нет на сегодня и на завтра только один билет, мы говорим как так нам надо очень, но девушка на кассе говорит, что новогодние праздники и все билеты раскупают. Единственное, что могут посоветовать – это подождать, за час до отправления снимается бронь, и билеты могут появиться. Ну чего делать? Ждем. Потом вдруг я понимаю, что по моей бумажке с ксерокопией паспорта мне могут не продать билет. Подхожу к кассе и спрашиваю, этого будет достаточно – девушка отходит, куда-то позвонила, пришла и говорит, что на таком документе срок действия должен стоять, а там нет и билеты она мне продать не может. Я говорю, дайте мне связаться с начальником станции, потому что у меня денег уже нет, а документы у меня в машине на дне моря лежат. Девушка заинтересовалась, потом выяснилось, что она сама из Малашуйки и только полгода назад приехала в Архангельск и она всех наших спасателей знает.  В итоге она куда-то еще внимательно посмотрела и оказалось что на сегодняшний поезд есть два плацкартных места, причем нижних и рядом. Вот так РЖД действует – для своих всегда место находится, девушке мы очень благодарны, иначе бомжевать на вокзале, потому что деньги были на исходе.
Когда приехали домой, то написали письмо губернатору Архангельской области  с просьбой наградить наших спасателей, получили ответ из управления делами губернатора, что они обязательно отметят их. Когда машину приезжал забирать, то ребята сказали, что приезжали, награждали.
На этом наши приключения окончены, потом еще достали машину и привезли ее назад, но это уже другая история.



Второго участника упомяну только с его согласия.

Давно ждал этого отчёта, как это было. Огромное спасибо за то, что нашёл силы поделился этим бесценным опытом.

Почему - то вспомнилось как вполз в тему обсуждения той поездки, и каким-то странным образом у меня ничего не складывалось на прошлые новогодние праздники, что пришлось ехать в Норвегию.

Самое удивительное, что вылавливание машинок обошлось вам практически даром, да. Редкий случай, чаще эвакуация экономически не целесообразна.

PS А так да, спутник must have, уведомление МЧС о таких мероприятиях также.

Спасибо за отзыв! Тоже вспомнил что ты тоже собирался, но не получилось.

Вылавливание действительно получилось дешевым, потому что я еще машину привез, а потом и продал.

Спутник нужен согласен, но не сложилось. А уведомление МЧС конечно нужно по хорошему, но они бы не дали разрешение на поездку и в итоге как показала практика ни чем не помогли бы.

Познавательно. Всегда опасался ездить по льду.

Я тоже, но так хотелось проехать.

ну нихренасебе!!!!

отличный отдых!)) экстрим полный!

Я тоже так считаю! Иначе скучно жить. :)

Спасибо, что написал.
Я и читал об этом, и рассказвали.
Но когда от первого лица повествование, совсем все иначе воспринимаешь.
Сбивает какую-то, необоснованную уверенность в себе.
Это полезно.
Задумался, спасибо еще раз.





Спасибо за комментарий.
Раз полезно, значит не зря написал.

Как это было в январе 2013 года или утонувший в Белом мор

User cahek_mb referenced to your post from Как это было в январе 2013 года или утонувший в Белом море Патруль saying: [...] Оригинал взят у в Как это было в январе 2013 года или утонувший в Белом море Патруль [...]

(Deleted comment)
Да, получилось громко.

Это из цикла Я НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫЖИТЬ, осталось по этому рассказу док.фильм снять. МОЛОДЦЫ! прочитал на одном дыхании и даже переживал за вас. Удачи...

Спасибо! Жаль фильм сложно будет снять.

офигеть! непонятно как 40 см льда растаяли наполовину за сутки.
вдимо это осбенноти соленого льда. Гляцилогов бы спростить.
-----------
как я понял вы не обморозились и не заболели - на стрессе выскочили.

Ну вот тоже тогда было неожиданностью, при этом когда машина ушла, то было сантиметров 20, а на следующее утро уже сантиметров 10, ходить страшно было.

Выскочил, потом искупался в одежде, только куртку сбросил, и мокрый с полными сапогами воды, прошли 5 часов и как уже писал даже насморка не было. Адреналин видно выработался тогда с перебором.

Экстремальные приключения! :)